Находит свой путь, проверяет свои пределы

Большинство из нас, отправляясь на велосипедные прогулки в красивые уголки мира, хотят помнить эти поездки потом. Роб Бриттон не исключение, за исключением того, что когда он принимает участие в одной из многочисленных гонок на сверхвыносливость по всему миру, он делает это, зная, что, скорее всего, длинные отрезки из 50+ часов непрерывной гонки останутся в его памяти пробелами.

«В этих длинных гонках можно остановиться и сделать фотографии, в отличие от шоссейных гонок UCI, но именно нехватка сна достает тебя. Ты просто теряешь воспоминания. Это почти как ночь пьянства с этими временами провалами в памяти», — объяснил Роб после победы в гонке Seven Serpents unsupported ultra gravel в мае прошлого года, которая проходила из Любляны, Словения, через Хорватию и затем финишировала в Триесте, Италия.

Фото предоставлено: Stirl и Rae Media Haus
Робу потребовалось всего 53 часа, чтобы проехать (и пройти) на велосипеде 839 километров с подъемом примерно в 17 000 метров. Безумие того, насколько быстро это происходит, становится очевидным, когда мы осознаем, что следующий за ним по результативности гонщик финишировал более чем на 12 часов позже.
Запечатлено на пленку
Хорошо, что у Роба была его обычная съемочная группа во главе с Мэттом Кларком из Stirl и Rae Media Haus, следившая за его приключениями; в противном случае он, возможно, не смог бы вспомнить ничего, кроме финиша. «Нет, эти воспоминания просто исчезли. Даже когда смотришь видео, это как будто смотришь чье-то чужое видео, я думаю: «Это выглядит довольно круто». Ой, подождите, это же я!» — сказал он.

«Это [серьезно] сейчас, просто эти маленькие снимки в моей голове. Может быть, если есть видео и фотография достаточно близко друг к другу, то мой мозг может преодолеть разрыв между ними, и я могу сложить воедино это время. Но особенно в первый день Seven Serpents, есть так много пробелов. Что странно, потому что вы могли бы подумать, что я буду более осознанным в начале гонки, но, может быть, это ушло, потому что чем глубже в гонку, тем меньше я помню из прошлого».

Учитывая, что «Семь змей» происходят в одном из самых красивых уголков мира, становится еще обиднее терять эти воспоминания, что усугубляется тем фактом, что Роб и многие участники едут в темноте ночи. «Я знаю, когда я участвую в этих гонках, ты думаешь: «Боже, я, должно быть, пропускаю какие-то довольно захватывающие виды и вещи, потому что так темно». Ты просто не знаешь», — сказал Роб.


«Этой осенью мы с женой специально поехали в Словению и Триест на каникулы, потому что, по-моему, это место очень красивое, и мне хотелось увидеть его побольше, что, по-моему, и является важным моментом этих мероприятий; я хотел построить гоночную карьеру, где я буду видеть больше, чем просто стартовую и финишную черту».
Преданная своему делу съемочная группа
К счастью, постоянный соратник Роба Мэтт следил за его прогрессом в Seven Serpents. Seven Serpents предлагает «установленный маршрут», что означает, что это гравийная гонка с ультра-байкпакингом, имеющая четко определенный маршрут, по которому должны пройти все участники. Это контрастирует с другими гонками на сверхвыносливость, такими как Transcontinental, которые позволяют спортсменам следовать собственным маршрутам, при условии, что они достигают определенных требуемых контрольных точек. Наличие заранее установленного маршрута должно, в теории, облегчить гонщику и съемочной группе возможность сходиться несколько раз на протяжении всего мероприятия.
Конечно, эти гонки часто идут не по плану, даже для пары профессионалов, таких как Роб и Мэтт. «Трасса супер-настроена. Она дикая, потому что вы будете ехать, а ваш GPS будет уводить вас в то, что выглядит как просто дыра в кустах. И вы просто удивляетесь, какого хрена? Это похоже на козью тропу, и я просто удивляюсь, как они вообще нашли это, чтобы сделать частью гонки»,
Роб объяснил. «Но это очень четко, вы определенно не выбираете свой маршрут, это больше похоже на ориентирование. Или на Google-карты. Вы подключаете его к компьютеру, и он говорит вам, что-то вроде: «Через 200 м поверните налево, через 500 м поверните направо, продолжайте подниматься по этому 20%-ному уклону 20 км, постарайтесь не плакать».


Можно подумать, что следовать этим маршрутам на машине гораздо проще. В конце концов, вам хотя бы не придется ехать на велосипеде. Но получить фантастические кадры, которые заполняют видео Роба Burning Matches Seven Serpents, — сложная, даже титаническая задача. «Самое главное, что на велосипеде вы едете из пункта А в пункт Б по этой линии хребта. Вы можете пересечь гору. Но на машине вам иногда приходится объехать гору. Разница в том, что мне может потребоваться полтора часа, чтобы преодолеть ее, а им требуется три часа, чтобы обойти ее. Особенно если они застрянут в пробке или что-то в этом роде».

Фото предоставлено: Stirl и Rae Media Haus
Делаем идеальный снимок
Поскольку Роб и Мэтт работали вместе на предыдущих ультра-событиях, у них обоих довольно хороший глаз на точки маршрута, которые сделают эффектные снимки. Они не всегда знают заранее, насколько сложно будет получить эти изображения.
«Я довольно хорош, когда есть что-то определенное, какой-то кадр, который мы действительно хотим сделать. Утром второго дня я шел пешком через гору, и это был буквально золотой час, 6 утра, велосипед на плече, просто тащился на вершину этой горы, и он держал камеру, снимал кадры, видео, это было потрясающе», — сказал Роб. «Я поднялся на одну сторону, и мне было просто интересно, где Мэтт и его приятель, который помогал, припарковались. Ну, они припарковались внизу и несли 60 фунтов съемочного оборудования всю дорогу туда как раз вовремя, чтобы поймать меня и этот момент!»

Фото предоставлено: Stirl и Rae Media Haus
Не упустите свой шанс
Одной из главных особенностей и препятствий маршрута «Семь змей» в 2024 году был тот факт, что он пролегал через некоторые из самых безумно красивых хорватских островов. Это потребовало использования паромов, поимка или потеря которых могла сэкономить или стоить часов. Не только для гонщиков, но и для любой последующей съемочной группы. Мэтт почти узнал это на собственном горьком опыте, запечатлев рассвет «Золотого часа» с Робом в начале второго дня.
«Мэтту и его приятелю пришлось бежать обратно с горы со всем оборудованием в машину, ехать обратно, чтобы вовремя добраться до парома», — объяснил Роб. «У меня было всего 70 км, чтобы добраться до парома, что заняло, может быть, всего два часа с небольшим пересадкой, потому что все время шло под гору и по ровной местности. На самом деле я добрался до парома на 20 минут раньше Мэтта, а затем паром отправился, может быть, через 10 минут после того, как он добрался. Так что есть эти жесткие линии, которые нужно было просто пройти, и я подумал: ну, если его там нет, я, наверное, просто продолжу идти».

Эффективность Роба в изготовлении паромов исходит из его жизни, проведенной в езде по острову Ванкувер и за его пределами, где он вырос и живет до сих пор. Это преимущество оказалось полезным во время гонки Seven Serpents, увеличив его и без того впечатляющее преимущество после более чем 24-часовой гонки.
Все еще нет легкой прогулки
Даже если Роб и его съемочная группа настроят игру, и Роб выиграет с преимуществом более чем в полдня, Seven Serpents — это далеко не просто приятная поездка в красивых местах. «У нас определенно были проблемы. Иногда кажется, что трекеры задерживаются, или у вас может вообще не быть телефонной связи, так что трекер бесполезен. Может быть куча проблем; это не так просто, как вы думаете», — сказал Роб. «Я, как известно, плох в оценках. Я говорю: да, я никак не могу ехать больше 22 км/ч на этом участке, а затем мы можем посчитать, сколько времени мне понадобится, чтобы куда-то добраться, но вместо 22 км/ч я еду ближе к 28 км/ч. Я просто еду намного быстрее, чем ожидалось, и съемочная группа говорит, что у нас просто не было времени на подготовку, вы приехали слишком рано. Это сложно с точки зрения логистики».
Иногда ошибки пилота приводят к проблемам. Неудивительно, что мозг может работать не очень остро после двузначных часов в седле. «Забавная история, в первую ночь, когда только-только начал накрапывать дождь, на вершине довольно сложного подъема был контрольно-пропускной пункт. Это был рыхлый гравий длиной 7-8 км. Он вел к чему-то вроде наблюдательной вышки; бетонная конструкция», — сказал Роб.

«В любом случае, темнело, и было прохладно, оттуда был виден гребень, куда мне нужно было попасть, и я видел, что это в основном спуск, круто, поэтому я начал перемещать воду, наполнять бутылки, добавлять электролиты в свою бутылку, затем я подумал: «О, не забудь про селфи», а затем я начал спускаться. И это был неровный спуск, сплошной гравий и прочее. Я был, наверное, где-то на полпути, когда понял, что забыл свою бутылку наверху. И я на самом деле остановился и посидел минуту, размышляя, действительно ли мне нужна эта вода. Да, черт, лучше подняться обратно за ней, что я и сделал. Но потом, когда я возвращался вниз, было совсем темно и очень неровно. Довольно большие валуны. Это было забавное воспоминание».
Просто проблема, которую нужно решить.
Еще одним забавным воспоминанием стало столкновение с грязью из арахисового масла в последний день.
«С гравийных дорог мы перешли на пастбище, и все утро шел небольшой дождь. Грязь только-только превращалась в глину. Я ехал две ночи. Сейчас еще не совсем рассвело, было еще темно. А потом мои шины просто заклинило от всей этой глинистой грязи. Сначала я думал: «Да, не волнуйся, у меня 200 км до следующего парня», а потом мне пришлось идти пешком и фактически остановиться», — объяснил Роб.
«Вы начинаете идти, но вы идете по мокрому бетону, и ваши ноги становятся все больше и больше, и вы даже не можете катить велосипед, поэтому вам приходится нести его, но из-за грязи он весит около 100 фунтов. Грязи так много, и она не отваливается. Я посмотрел на карту, гадая, сколько это. И это было всего около 1,5 км, что не кажется таким уж большим, но это очень долгий путь, чтобы нести велосипед, который принял на себя весь этот дополнительный вес, и ваши ноги весят около 15 фунтов каждая с грязью».

Не имея стоячей воды, чтобы помыть велосипед, Робу пришлось просто соскребать с него как можно больше грязи и вытирать ноги о мокрую траву, пока он не смог смыть больше грязи водой. «Мне просто пришлось начать отдирать ее руками. Просто чтобы довести ее до такой степени, чтобы можно было нести велосипед. Держу пари, что мне потребовалось около часа, чтобы проехать один километр. На этом этапе гонки мозг просто не осознает».
Успешный сезон
Уйдя из шоссейных гонок в конце 2021 года, Роб теперь имеет за плечами три полных года гонок в качестве профессионального гонщика по гравию. По любым меркам 2024 год стал успешным для гонщика из Британской Колумбии. «В целом сезон был довольно успешным. Я никогда не начинаю год с ручки и бумаги и не пишу: «Я хочу выиграть это; я хочу выиграть то»… Я просто хочу выполнять свои обязательства в каждой гонке», — объяснил он. «Я занимал подиумы, наверное, в 70% гонок, в которых участвовал. Я занял неожиданное 6-е место в серии Gravel Earth благодаря 2-му месту на Traka 360 в Испании. Так что было много хороших результатов и всего несколько страйкаутов».

Фото предоставлено: Stirl и Rae Media Haus
С победами на Seven Serpents и Shasta Gravel Hugger, вторым местом на Traka 360 и отличным выступлением на 1050-километровой Trans Cordilleras в Колумбии Роб, похоже, завоевывает себе нишу как первоклассный гонщик на сверхвыносливость по гравию. Но сколько он может сделать таких гонок за год? «Начиная с 2023 года я участвовал в ультрамарафоне в июле, августе, ноябре, затем в Trans Cordilleras в Колумбии в феврале, затем в Traka 360 и затем в Seven Serpents в мае. Итак, я сделал шесть за 10 месяцев. Это было слишком много. Теперь мне нужно найти золотую середину из двух или трех в год», — сказал он. «Больше нет кучи гонок, в которых я хотел бы участвовать несколько раз. Особенно эти длинные, их у вас не так много в вашем списке матчей, и если я могу участвовать только в двух или трех из них в год, я бы хотел участвовать в новых каждый раз».

Фото предоставлено: Stirl и Rae Media Haus
Базовый уровень для работы — просто двигаться быстрее
Нет никаких сомнений, что Роб просто любит кататься на своем велосипеде, что делает мысль о том, чтобы сидеть на нем в течение 53 часов подряд, терпимой. Но есть ли что-то особенное в его методах тренировок или менталитете, что дает ему преимущество в этих экстремальных условиях? «Я думаю, что, вероятно, это просто то, что я рано пришел к столу. Я думаю, если бы вы увидели, как другие бывшие профессионалы делают это, вы бы увидели гораздо больше конкуренции», — предположил он. Но с другой стороны, такие поездки требуют особого настроя и готовности быть самодостаточным с самого начала. Это огромное изменение, происходящее от профессиональной дорожной команды, где практически все делается за вас; все, что должен делать шоссейный профессионал, — это ездить на велосипеде.
Однако большинство частных гонщиков гравия отвечают за все, от бронирования билетов до чистки и обслуживания мотоциклов. Они также выполняют эти задачи в одиночку в гостиничном номере, а не вместе в командном автобусе. Для некоторых шок от одиночества может быть тяжелее, чем гонка. «Я полностью сам себя обеспечиваю, и иногда это отстойно. Иногда приходится просить, брать в долг и просить еще немного, чтобы получить помощь», — сказал Роб. «В первый год, когда я этим занимался, я был совсем один, я не знал многих людей, и мне действительно приходилось все делать самому. Вы переходите от чувства максимальной командной ориентации с профессиональной командой и всеми в автобусе к чувству отсутствия никого. Это усложняет задачу».
Теперь, когда Роб три сезона на частной трассе, он создал себе репутацию и имеет вокруг себя размытую систему поддержки. «В этом году Factor был великолепен, их присутствие очень помогло. Они были рядом со мной в зоне питания на Unbound, были рядом для моральной поддержки на SBT. Это очень помогает», — объяснил он. «Есть так много движущихся частей в организации гонки, что на данный момент я думаю, что я был бы довольно хорошим менеджером команды».

На чем ехал Роб?
Seven Serpents — это не типичная ультрагравийная гонка. На самом деле, это вообще не гравийная гонка. Поскольку некоторые трассы, которые используются для гонки, скорее всего, предназначены для коз, чем для велосипедов, вместо гравия обычно используются горные велосипеды.
И действительно, Роб выбрал интересную настройку для своей победной поездки в Seven Serpents. Объединив свой OSTRO Gravel с гравийной вилкой Fox Racing 40 мм, он смог уверенно преодолевать сложные спуски даже ночью. «Соревнование Seven Serpents обычно рекомендуется для горного велосипеда, но, честно говоря, OSTRO Gravel настолько хорош, когда на нем установлена амортизационная вилка, что для меня мало что невозможно», — сказал Роб.
Что касается колес, он поставил пару гравийных колес Easton EC 90 ALX со средней глубиной 36 мм для аэродинамического преимущества на протяжении более 50 часов езды на велосипеде. Внутренняя ширина обода 24 мм также облегчает использование шин Schwalbe Overland шириной 50 мм спереди и 45 мм сзади. «После IRS это, безусловно, моя любимая шина в линейке. Она катится невероятно быстро, устойчива к проколам, а агрессивные и последовательные боковые выступы удерживают велосипед в вертикальном положении, даже при выполнении некоторых сомнительных траекторий в темноте!»
Хотя все больше и больше гонщиков на гравии переходят на Classified, Роб был одним из первых, кто принял Classified Power Shift Hub. Возможность использовать настройку 1x с эффективной опцией 2x обеспечивает лучшее из обоих миров. Это означает, что его 50-зубчатая передняя звезда может функционировать как виртуальная 34-зубчатая передняя звезда, которая в паре с кассетой 11-34 обеспечивает 1-1 для самого легкого передаточного отношения. Это настройка, которая пригодилась бы как на 20% гравийных подъемах, так и на тех участках гонки, где Роб торопился, чтобы успеть на паром.
Модель | OSTRO Gravel от Factor Bikes, индивидуальный дизайн краски Роба Бриттона |
Группа | Shimano 11s GRX Di2, кассета 11-34 с 50 (виртуальные 34) |
Вилка | 40мм Fox конусный литой 32. Вилка |
Колеса | Easton EC 90 ALX, классифицированная коробка передач Power Shift Hub (эффективное переключение передач 1-1) |
Шины | Шины Schwalbe Overland, 50 передние/ 45 задние |
Специальное оборудование | Сумки и жилет для питья серии Apidura racing, фонари Gloworm |

Подпишитесь на Роба Бриттона , чтобы быть в курсе его последних новостей и идей.

Узнайте больше о гравии OSTRO